Skip to Content

История скоростного виндсерфинга - Gregg Dunnet

(журнал Boards, august 2003  www.boards.co.uk)перевод 

Не надоело ли говорить об этом? Виндсерферами забиты телефонные справочники, тогда как скоростное плавание становится немодным. Сейчас не найдешь никого,кто бы был занят изучением элемента фристайла spock-flip. Доски-иголки?не хотелось бы находится рядом с вымирающими, поскольку они там же, где упоры в мачту и динозавры. Короче, на что я потратил  мои  тысячу и одну видеопленку?


современные спидовики
Nick Luget

Так было далеко не всегда. В 1972 году сэр  Timoty Coleman, сын норфолкского горчичного миллионера, установил первый Мировой рекорд скорости парусного спорта. Он прибыл в Weymouth  с целью постройки тримарана, названного Crossbow.По длине он превышал шестьдесят футов и был оснащен более, чем 100 кв.м. парусов. Где-то в это же время  Jim Drake)  и Hoyle Schweiser на другой стороне земного шара представили новый вид спорта, который назвали "виндсерфингом".

 На то время эти два исторических факта, казалось бы, не имели друг к другу

никакого отношения. 36 узловый рекорд( 66.67 км.час,1 узел= 1.852 км.час), поставленный Crossbow, казался космически  быстрым для виндсерферов тех лет, работающих над тем, чтоб хотя бы заставить доски нормально глиссировать. Но, если доски начала семидесятых и не могли двигаться достаточно быстро, то развивались они с впечатляющей скоростью. Несмотря на все неизбежные трудности развития спорта, небольшая группа виндсерферов замахнулась таки на 36-узловый рекорд и таки побили его в 1986 г. С тех пор скорость все поднималась и поднималась, с короткими промежутками, до тех пор, пока мы не достигли нынешнего положения вещей. Мировой скоростной рекорд составляет сегодня 46,52 узла( 86.15 км.час ) , но поставлен он, к сожалению, не виндсерферами. Хотя большую половину прошедших лет именно виндсерферы были самими быстрыми в парусном спорте, в 1993 году массивный мульти корпусный  катамаран Yellow Pages Endeavour  оправдал свое название, опередив виндсерферов более, чем на узел

 

            Может показаться странным, но сегодня скорость играет главную роль на сцене виндсерфинга. И хотя я, например, никогда не был приверженцем хождения под парусом на скорость, тем не менее, когда Pascal Maka побил Мировой рекорд, поставленный Crossbow, моя гордость взыграла.Мой спорт - единственный, кто может заставить проводить бесконечные часы на безлюдных пляжах - стал лучшим в мире. Быстрее, чем  регата за Американский кубок, быстрее даже этих современных угольных , почти космических, гигантских  катамаранов на подводных крыльях . Когда несколько лет спустя Дэйв Уайт (который живет через дорогу от меня), пошел  быстрее всех парусных судов на обычном серийном оборудовании  - вещи, которые я просто могу пойти и  приобрести  в магазине, - я мог бы доказать, что виндсерфинг - это нечто особенное, всем тем моим не "виндсерфинговым" друзьям, многие из которых так и не освободились от стереотипа  виндсерфингиста, которого  культивируют телепрограммы по выходным дням. "Сколько-сколько это в километрах в час?" спрашивают они, "черт побери, это слишком быстро!". Ты просто не можешь  поспорить с мировым рекордом, слишком глубок разрыв после того, как Yellow Pages перевел дело на новый уровень. И тут впору задаться вопросом, почему так долго положение дел не меняется?

В последние десять лет ничто не мешало развитию виндсерфингового оборудования и всяческих примочек, так почему же мы не первые в семействе яхт? Чтобы найти ответ, как всегда, нужно посмотреть назад, в прошлое. Итак, я сажусь с полной подшивкой журнала Boards, и пытаюсь найти ответы на вопросы от начала до конца.
 


Crossbow II

 


Первые  годы .
            Crossbow 1и 2 были построенны исключительно для постановки мирового рекорда. До них никакого рекорда не было вообще. Проект был страстью сэра Тимоти Коулмена и чуть больше, чем за восемь лет, рекорд в 36 узлов был установлен. На этом этапе он возглавлял соревнования, затем ушел в отставку, наслаждаясь горчичными миллионами и ожидая вызов от любого другого судна, осмелившегося бы перекрыть рекорд.

            Условия для постановки рекорда были такими: Мировой Скоростной Рекорд может быть установлен в любой точке мира любым спортсменом на парсуснике, который демонстрирует наивысшую скорость, ратифицированную IYRU (Мировым Советом по скоростным рекордам). Рекордный пробег должен быть продемонстрирован на водном отрезке длиной не менее половины километра.  Все должно быть засвидетельствовано официальнным наблюдателем и строго проверено на  точность курса.

           Crossbow установил свой рекорд в Англии в Weymouth Harbor–   и его достижение служило эталоном скоростного хождения под парусом в течение многих лет. Виндсерферы же сначала подтвердили свое существование ежагодным  появлением в 1977 году на  RYA Weymouth Speed Week (Веймутская скоро-стная неделя, ежегодная регата парусных судов на скорость), разломав стройные ряды этого  "зверинца" появлением необычного, но прекрасного судна на ежегодном открытии. (самое интересное, что "необычным, но прекрасным" судно признали официальные наблюдатели, но интересно что  некоторые судна выглядели почти как сегодня, так как многие  в качестве тяги использовали кайты! . Виндсерфинг отнюдь не стал популярным в начале; никто и не думал, что такие доски  способны на многое, зато это выглядело достаточно опасным. К счастью, вскоре виндсерферы показали себя не только конкуренто-способными, но и гораздо более простыми в управлении как на воде, так и вне, чем другие конструкции  для скоростного плавания. Тем не менее, очень немногие  могли  догадаться о фантастической скорости развития этого спорта.



первые заезды

Первые скоростные достижения виндсерферов тех лет сегодня отнюдь не впечатляют. Если сегодня на фрирайдовой  доске ты излишне не напрягаясь,можешь сделать 25 узлов, в 1980 году  тебя бы это сделало Чемпионом мира. В тот год JAAp van der Rest установил рекорд в 24,45 узлов на Ten Cate Special(Фактически, этот рекорд  был установлен на Гаваях, один из первых ранних рекордов, установленных не в Веймут Харборе). Не смотря на особое название, это была вполне стандартная доска, с небольшими модификациями, сделанными для скорости. На самом деле тогда еще не было специальных "скоростных досок", большинство виндсерферов использовали самые обычные доски и стандартную оснастку. У парусов не было лат по всей длине , доски были очень большими и часто на них  не было даже ножных петель.

           Все переменилось в 1982 году. Именно тогда француз Pascal Maka использовал специальную "скоростную" доску, сконструированную мистером Jimmy Lyuis на Гаваях, чтобы промчаться на  Веймутском  курсе  и установил рекорд в 27,8 узлов. С того момента экслюзивные доски Дж.Льюиса ассоциировались только со скоростными рекордами. Оставим пока м-ра Мака и сосредоточимся на достижении Фреда Хейвуда, который в 1983 г. пошел на доске так быстро  что "все волосы сдуло с его головы". У него были “не очень густые волосы” на макушке  и он сделал свою шутку расхожей.

современные жесткие паруса крылья аналоги 80-х wing mast

 


В достижении рекорда просматриваются определенные вехи, число которых ни о чем не говорит, но каждая из которых может решить все. Четырехминутная миля, десятисекундная стометровка, марафон в течение двух с половиной часов, секс, более, чем три раза в неделю. В 1983 г. 30 узловый рекорд, казалось, свысока издевался над всеми и каждым в виндсерфинге. Самые "модерновые" доски не могли преодолеть 28 узлового барьера. 30 узловый рекорд ждал кого-то особенного, кто сможет придти и разом изменить все. Подход  Фреда к скорости  как раз и стало переломным моментом. Для начала скажем, что он был большим, просто огромным: 90 кг при росте 6 футов 2,5 дюйма (где-то 1,92). Он прибыл с родимых Гаваев в Англию в сопровождении мастеров-доочников Джефа Берна и Барри Спейнера (ныне конструктор-дизайнер  парусов  Гаастра) и инженера-конструктора специалиста в композитных материалах  с экзотическим именем Дмитрий Милович, а кроме того, с  группой поддержки  около  50 человек , прибывших прямо с Мауи .Каждый из которых хоть в чем-то приложил руку к проекту. 
Добро пожаловать в эру специализации скоростного плаванья! Вместе они сконструировали специальное жесткое крыло мачту (wing mast)  чтобы центр парусности не перемещался   назад   при достижении скорости в 27-28 узлов. Это сработало. В сентябре 1983 Фреду удалолсь  сделать  с таким жестком крылом   водный старт   и   развить три раза   скорость, превысившую 30 узлов и стать наибыстрейшим в финальной гонке последнего дня Weymouth Speed Week -Веймут Спеед Вик . Он тренировался около года на теплой воде Мауи, прежде чем прибыть в Портленд и стать самым быстрым мореходом  в мире. Фред стал самой первой звездой скоростного плаванья, и каждый уверенно предсказывал , что  с этих пор эти жесткие паруса станут стандартной частью экипировки  виндсерфинга для скоростных заездов.

            Началась Скорстная лихорадка порожденная преодолением  30 узлового барьера. Фред и скоростные заезды  под парусом стали новостью номер один и, соответственно, большими деньгами. Когда Дженна (Йенна) де Росни завоевала женский чемпионский титул в 1984г. имидж скоростного плаванья достиг небывалых высот. Журнальные заголовки, понятное дело, не могли хоть раз упомянуть ее имя, чтобы не добавить что-то о ее легендарной красоте. В то время даже знаменитые редакторы, подобно задыхающимся от любви подросткам, спорили о ее шарме с ревнивым штатом молодых  сотрудников. Само собой, Дженна не была единственной женщиной в скоростном парусном спорте;ее рекорд - только  на несколько узлов ниже  абсолютного  в то время.

          


  Как известно, все ошибались насчет жестких крыльев . На  самом деле, 'это бум  породил отклонение  в дизайне. И не было  каких-либо новых рекордов в течение последущих  двух  лет, частично из-за того что   большинство спортсменов стали использовать похожие жесткие крылья, которые оказывались   слишком громоздкими и неуклюжими , чтобы с ними можно было хорошо разогнаться.


            К счастью, в это время в широком производстве парусов произошли просто-таки революционные перемены, начавшиеся с разработки Нейл Прайдом(Neilpryde) его RAFa (Rotating Assimetric Foil, переводится как "Вращающийся  Ассимитричный Профиль "). Эти паруса с латами по всей длине были быстрыми, легкими, со стабильным центром парусности , прекрасно вооружались и очень легкими в использовании. "Дерьма не держим",- как изящно выразился конструктор дизайнер Барри Спейнер, и такие паруса стали появляться в большом кол-ве в скоростных заездах до тех пор пока не был побит   следущий рекорд.. По иронии судьбы, это был все еще жесткий парус на котором стали самым быстрым, Его использовал  Михаэль  Пушер зафикировав 32.35 узлов в 1985 году на Юге Франции- , хотя большинство спортсменом побило 30 узловый барьер в этих  же соревнованиях на стандартных пленочных парусах. Стандартыне паруса были гораздо практичнее. Спортсмены способны сделать подряд несколько попыток,если используют оснастку которая работает  в обоих направлениях( галсах) движения,и позволяющую быстро и без усилий вернуться на старт. И самым быстрым чаще всего становится тот, кому посчастливиться быть  с хорошей  оснасткой  на старте , чтобы поймать самые сильные порывы ветра , чего обычно не могут спортсмены, оснастившиеся жесткими парусами.


Майкл Пушер - это то самое исключение, подтверждающее общее правило.
 

   

Паскаль Мака со скоростной доской от Rick Naish

Славные годы.

 

            Как только производители  парусов  дошли до захватов как Raf, а также упоров в мачту, предложенных Гаастрой чуточку попозже, рекорды стали биться все быстрее и быстрее. Тем не менее, для того. чтобы реально изменить порядок вещей, понадобилось открытие новой сверхскоростной дорожки в Сотавенто(Sotavento) на Фуэртовенчуре( Канарские осторва). Тримаран Кроссбоу нервно оглядывался через плечо - и не напрасно, - поскольку 21 июля 1986 года виндсерферы доказали впервые в мире, что виндсерфинг - самый скоростной парусной спорт. Технически это был британец Эрик Бейл (Eric Beale) , который первый перебил рекорд Кроссбоу( Crossbow), однако всего несколько часов спустя его результат был значительно улучшен Паскалем Мака( Pascal Maca), который под конец соревнований показал рекорд в 38,86 узла. Исходные условия были отличными. Преимущество Сотавенто – в сильных термальных  ветрах,  дующих с суши  через широкие массивные плоские   берега, предлагая оптимальный 120-градусный курс при абсолютно гладкойводе, на которой  спортсмен может гонять буквально в  нескольких  дюймах от  берега на всем отрезке скоростного курса .Словом, отличные первоначальные данные плюс улучшенная оснастка - и рекорд побит.Рекорд досок массового производства - 34,06 узла. Британец Саймон Стонхаус(Simon Stoneouse) выиграл приз в 3000 долларов, предложенный TIGA , если одна из их слаломных досок вылитых из матрицы преодолеет 30 узловый барьер. Пола Уикенс стала самой быстрой леди Британии, в то время, как Бритт Данкенберг стала самой быстрой женщиной в мире.Тем не менее, самая быстрая четверка - Мака, Бейл, Хейвуд и Джимми Льюис - демонстрировали потрясающее сходство. Все они жили на Гаваях, все тренировались, преодолевая громадные дистанции на океанических волнах Мауи, и все использовали "Мадшарк" (MadShark- безумная акула) скоростную доску Джимми Льюиса.

 


Паскаль Мака во время заезда

 

 


            В то же время ежегодный Мировой Скоростной Тур переживал время наибольшего расцвета.Громадное количество спорстменов, со своими командами, учетчиками, тренерами, организаторами, болельщиками, фотографами и алчущей сенсации прессой (в том числе, и представителями журнала Boards) носились по всему миру в поисках наиболее благоприятных винсерфинговых мест, отчаянно надеясь увидеть, как будет установлен следующий рекорд. Успех или провал соревнования, что нормально  в виндсерфинге,  зависимого от природных условий(особенно от ветра), но именно   скоростное плаванье требует максимально экстремальных условий . В волновых состязаниях или слаломе каждый спортсменсоревнуется в первую очередь с другими. В скоростных гонках ты соревнуешься с часами,и именно это постоянно диктует тебе условия. Один из последующих туров на Сотавенто  стал массовым проколом, при том что изначальные условия были, в общем, о'кей. Только один рекорд  был слегка подвинут  Дитера Бехтелем( Dieter Bechtel)  на его Альфе Спид Нидле( Alfa Speed Needle), в остальном же Паскаль Мака твердо держался славы самого быстрого и непобедимого.

            Дома, в Великобритании, скоростная сцена бурлила. Скорость,рекорды будоражили массы, в то время, как на самом деле ничего особенного не происходило.Соревнования в скорости до такой степени популяризировались на пустом месте, что жалкие несколько ярдов плоской воды уже считались "скоростной полосой". Каждый хотел принять участие, неважно, если ты при этом не мог как следует повернуть по ветру. Куча спортсменов, утверждающая, что чуть ли не каждый день превышает 36 узлов, рвалась приехать и продемонстрировать это. К несчастью, это привело к тому, что более 200 спортсменов вынуждены были покинуть соревнования в 1988г. Корень  проблемы лежал в оборудовании для хронометража. Его нужно проверять , также  было необходимо точно измерить  дистанцию скоростного курса,и только затем спортсмены допускались один за другим на попытки заездов на скорость , из-за этого было невозможно надежно фиксировать огромные количества участников .Тем не менее, даже это только слегка  ослабило бум. Кроссбоу( Crossbow)  побежден! Появилось бесчисленное кол-во статей  как построить скоростную доску и настроить  парус для скорости .Винсерфингисты  были непобедимы,  а 40 узловый барьер выглядел сравнительно легкой целью.
 


            Когда и где будет преодолен этот 40 узловый барьер, становилось просто больным вопросом. 14 ноября 1988 г. стал переломным днем, хотя вообще-то он был всего лишь одним из дней шестинедельных частных попыток , на специально построенном  скоростном канале на юге Франции. На этих  заездах  на  скоростном  канале Св.Марии( 
St Marie)  присутствовали девять специально приглашенных именитых спортсменов.  Общий, личный и женский рекорды были побиты. Эрик Бейл (Eric Beale ) стал первым в истории человеком, перешагнувшим 40 узловый рубеж, установивший планку в 40,5 узлов. Однако Паскаль Мака - постоянный победитель чемпионатов мира - в этот раз не был приглашен.

            Собственно, частные скоростные гонки не принесли ничего особо нового, и, как заметил сам Эрик Бейл, такие гонки ведутся против учетчиков времени, а не других спортсменов. Загадочный Эрик - полуфранцуз, полуангличанин, полуамериканец, с англичанином отцом, француженкой-матерью и местом жительства на Гавайях. Он тоже разбивает привычный стереотип спортсмена-скоростника тем, что относительно маленький (Дэйв Уайтвообще описывает его, как крошку, но ведь все относительно), кроме того, ведет экстравагантный образ жизни, устраивая гонки на своем "Бентли" и шикуя в лучших отелях. Когда ему было лет 20, он встретился с Фредом Хейвудом, перебившем тогда в Великобритании

30 узловый рубеж. Бейл решает во что бы то ни стало перебить рубеж в 40 узлов. В интервью, которое он дал после победы, почти все лавры он отдает своей необычной доске, которая просто поразительно узкая для досок этого класса, и которую в то время мало кто рискнул бы использовать - ее ширина не превышала 30 см. Однако как только успех доски был доказан, все немедленно бросились обзаводиться подобными.

            Интересно то, что Ник Лагед (Nick Luget ) установил новый британский рекорд всего пару недель спустя в Вест Кирби. Используя парус Тushingham, он преодолел 40 узловый рубеж и поставил рекорд в 40,37 узлов, к сожалению, только на 250 метровом отрезке,что было недостаточно для 500 метрового отрезка Мировых Правил.

            В феврале 1989 г паскаль Мака и другие спортсмены, не приглашенные на гонки, ставшие триумфальными для Бейла, получили  шанс доказать свое в течение месяца открытых для всех  соревнований на Канале. Все они потерпели неудачу, и хотя никогда еще рекорд не находился в такой опасной близости, Бейл сделал все возможное, чтобы защитить его. Мака опустился на четвертое место. Конечно, этого было недостаточно, чтобы подавить волну критики, и хотя несколько дней дул достаточно сильный и постоянный ветер, - только 2 дня из всех считались подходящими для установления рекорда, - а Бейл на самом деле попрактиковался, больше всех в прохождении  на скорость  на Канале. На 500 метровом скоростном участке ты не сможешь все время двигаться  строго по прямой, напротив, существует несколько определенныхтактик  , позволяющих тебе развить максимальную скорость: слегка приводиться   на участке ослабления ветра, уваливаться немного на порывах и  идти  как можно дольше по самой гладкой воде у кромки канала. Заезд, претендующий на новый мировой рекорд, обычно продолжается  около сорока секунд, и казалось, что Бейл выбрал самый верный путь. Он не выступал в попытках  заездах  кроме  периодов самого сильного ветра ,не отдавая его  другим .

            Эта тактика работала до 1989  года, Но год спустя, Паскаль Мака установил   рекорд в 42,91узел на Канале,что  принесло  ему стойкое доминирование в мире скоростного плаванья. В интервью журналуBoards ,он   в обычной скромной манере говорит  о своих достижениях, и тут же конфиденциально сообщает, что 50 узлов не являются недостижимым  рубежом для хорошо экипированного спортсмена. Кстати, его рекорд,первый за последние 10 лет, поставлен не на эксклюзивной доске от Дж.Льюиса, он использовал доску, изготовленную Риком Нейшем(Rick Naish). Осмелимся добавить несколько штрихов к портрету великого чемпиона - он не курит, не пьет и не ест мяса,придерживаясь правила "мое тело - это храм", очень много ходит пешком, совершенно по контрасту с  Бейлом.


Все круто изменилось после очередного тура PWA по слалому и скорости в Тарифе на открытой воде, где молодой вызывающий Bjorn Dunckerbeck  на F2 Thommen  показал феноменальный результат...

Часть 2


David White на F2 Sputnik ,парус Arrows

Примерно в это же время на арену выходят  специально создаваемые слаломные доски. В наши дни, десять  лет спустя, Спутник 270 , Фанатик Джаг, Copello 270 и иже с ними имеет пугающую    репутацию в глазах опытных виндсерферов. Для тех, кто еще не знает этого, они были страшно быстрыми из всех скоростных досок массового производства. Все началось с F2 Спутник 270, прямо скопированной со слаломной доски Бьерна Данкербека, который в то время был самым лучшим спортсменом в мире, практически не способным проигрывать нигде, где бы мог участвовать. Хотя это скорее слаломная, нежели скоростная доска, тогда разница была в большей степени условной. Эти доски требовали сложной отточенной  техники на поворотах по ветру, но вот же черт - слаломисты должны напрягаться до кровавого пота при поворотах по ветру именно потому, чтоб потом на прямой доски становились бесспорными лидерами. Они попали в нашу историю скоростного плаванья главным образом потому, что быстро улучшили все рекорды скорости досок массового производства  ( к тому же заодно побив  доски-иголки массового производства).Но их влияние заключалось  не только в этом. На волне массового подъема,  они поддерживали скоростную лихорадку, обжигающую как никогда. Так как они были доступны многим, это означало что много людей могло просто пойти к ближайшему месту проведения скоростных заездов  и быть вполне неплохо экипированными для показания хорошей скорости . Каждый хотел одного-скорости, и охотно "проглатывал" все последние статьи в специализированных журналах, чтобы узнать, кто же станет быстрейшим. Обалдевшие тинейджеры, такие, как вы и я тогда, месяцами экономили, чтобы приобрести новейший (последней модели) острый плавник к собственной DSB, надеясь огорошить своих приятелей. Несмотря на предупреждения тестовой группы Boards, что такой путь - отнюдь не для каждого, "лежачие" (падающие) повороты по ветру(lay down turns) оставались самыми популярными в то время как обычные комфортные были забыты.

            В 1991 г. общий рекорд был дважды перебит Терри Бейликом(Thiery Bielak), еще одним гигантом французом, на то время занимающимся производством вина в Бордо. В частных гонках на Канале он он с первой попытки показал 43,06 узла, а со второй 44,66 узла. Само собой, ни один еще рекорд не вызывал такого эффекта в журналах. Подумать только, человек побил рекорд и дважды подряд!!! Понятно, что этот рекорд шагом к новому, 50 узловому рубежу. Это было смыслом всех журнальных высказываний, все ждали нового, "большого", выступления, в-общем, событие наделало много шороху.

            Вне всякого сомнения, скоростная сцена еще не доиграна. В июле 1991 г. все "посвященные" спортсмены получили шоковый удар, а скорость опять заняла первое место в заголовках. Дело в том, что 21 раут PWA мирового скоростного соревнования проходил на Тарифе со слаломными гонками и заездами на скорость .До этого события  было "совершенно очевидно “ что постановка скоростного рекорда требует искусственно  гладкой воды( как на канале) - рекорды, поставленные в открытом море обычно значительно ниже, чем скорость, регулярно показываемая на Канале (Тренче) во Франции. Бьерн Данкенберг не считал так ..

. Блестящий в слаломе и на волнах , он ничуть не уступает в скоростных гонках, и второй результат скорости в мире 43,34 узла показал именно он. Репутация присутствующих Мака, Бейла, Бейлика и компании была сильно подмочена этим выдающимся слаломистом. Бьерн использует скоростную доску (разработанную Петером Томменом), но с  обычными! слаломнымипарусами  чтобы доказать свое превосходство и в этом виде спорта - потому что в возрасте 21 года он уже ухитрился стать чемпионом PWA ,в гонках, слаломе и "на волне" и сохранял бесспорный титул мирового чемпиона 3 года. Похоже, что и четвертый год не подкачал! Есть ли что-нибудь, чего этот маэстро не мог бы вытворить. Бабетт Коквелл также побила женский рекорд в 40 узлов, показав с первой попытки 40,5 узлов практически в тот же день.

 

            Великая битва "Харти против Уайти" также породила множество газетных заголовков.

Дэйв Уайт(Dave White), представляющий F2, пользовался Спутником 270, а Пит Харт, представляющий Мистраль, - управлял Energy . Эти два самых популярных в Великобритании брэнда вызвали друг друга "один на один". В свете безудержной DSBлихорадки становилось очевидным, что любая из этих досок, став самой быстрой, просто разлетится с магазинных полок. Первый тур битвы проходил на Мировом Чемпионат  заездов из серийного оборудования, в Сотавенто и спортсмены опережали друг друга до тех пор, пока Дэйв Уайт не показал лучший результат - 36,06 узлов. Естественно, это подстегнуло интерес именно к серийно произведенным доскам. В этом ракурсе многим людям, даже не мечтавшим о скоростном плаваньи на экслюзивных экстримных досках, заурядное стандартное оборудование оказалось вполне по плечу.

            В октябре 1991г в Вест Кирби  Дэйв Уйат стал самым быстрым человеком в истории, использовавшим стандартное серийное оборудование, с результатом 42,16 узла. Во время рекордной гонки он просто убрал руку с гика  вниз , и этот случайный жест стал его "фирменным знаком" (эффективно скрывавшим, сколько труда и кровавого пота пришлось положить для достижения результата!)

 

 


Yellow Pages Endeavour


Громадное впечатление от этих рекордов плюс подавленные чувства при поражении Кроссбоу, привели к тому, что широкий мир скоростного парусного спорта сузился до исключительно частной борьбы между виндсерферами. Попытки преломить ситуацию со стороны макси-яхт, катамаранов и других хорошо экипированных суденышек побивались виндсерферами на корню. Само собой, очень многие испытали шок, когда новость об Yellow Pages Endeavour (YP) разнеслась по всему миру. В ее строении было столько особых примочек, позволяющих усилить маневренность. 30 футов длины, с тремя корпусами  расположенными в форме треугольника, поддерживающими обширный парус, превышающий сотню футов. И этот блестящий желтый цвет. Конечно, ничего из этого не было абсолютной новостью - виндсерферы ведь и раньше побеждали суда, превышающие их размеры, в том числе и желтого цвета, но суть в том, насколько же эффективной покажет себя YP. При первых попытках катамаран был пугающе близко к перекрытию рекорда при скорости ветра всего в 15 узлов( 8 м.сек), тогда как виндсерферам для разгона требовался значительно более сильный ветер. Так что, когда YP перебила рекорд в 1993 г ( на Сэнди Пойнт в Австралии), это, увы, не стало большим сюрпризом. Она просто пролетела  отрезок со средней скоростью в 46,52 узла (примерно 53,53 мили в час или же 86,16 км/час) при скорости ветра менее, чем 20 узлов, чтобы  побить предыдущий рекорд в скорости. И хотя он всего лишь на узел превышал этот самый рекорд, поставленный виндсерферами в тот же год (Тьери Бейлик на Канале показал 45,32 узла, что было лучшим результатом в скорости, бывшимкогда-либо у виндсерферов), многие почувствовали, что дни, когда виндсерфинг был бесспорным лидером в скоростномпарусном спорте, миновали. Виндсерферы нуждались в очень сильном ветре, который является довольно редким явлением, тогда как YP вполне хватило 20 узлов, чтобы продемонстрировать соотношение "скорость ветра/скорость судна" более, чем вдвое эффектнее виндсерферов.

            Но самым неожиданным сюрпризом, впрочем, приятным, с точки зрения фанатов виндсерфинга, стал слух о том, чтоYP самор азрушилась  в 1994 г. Идея о том, что круиз YP был нужен только "для разогрева",  а рекорд оказался побитым "случайно" подвел жирную черту под этой историей. Действительно, 20 узловый   ветер -это тот предел с которым тримаран еще справляется. Так, в течении следующей попытки превысить рекорд при чуть большем ветре произошло  разрушение судна на сотни мелких кусочков, причем закончилось все это весьма дорогостоящим костром из углеродного волокна.

 

          

Упадок скорости.

 

            Вот и все - история о скорости заканчивается здесь. В 1994г. Лестер Ноубл (дизайнер Tushingham sails) писал в статье для BOARDS, что все важное, что бы   не произошло   в скоростном виндсерфинге, это вид соревнований всегда останется с нами. В самом деле, еще продолжались попытки побить рекорд и какое-то время были соревнования. Но уже через два года после его пророческих слов соревнования прекратились, и ныне, десять лет спустя, ни один рекорд с 1993 г так и не побит!( август 2003)

            Существует масса теорий относительно такого драматического упадка скоростного мореплаванья после 1994г (и ни одна не обвиняет Лестера!). Возвышение фристайла, уменьшение интереса со стороны журналов и спонсоров, стагнация в скорости, частные гонки, открытые только для богатых, очевидное превосходство мульти корпусных судов типа YP, или просто отсутствие нужного ветра - все вышеприведенное так или иначе, является причиной, по мнению разных источников, и каждый из них заслуживает доверия. Интерес масс медиа постепенно сходил на нет, поскольку не было новых рекордов. В конце концов, скоростное плаванье перестало быть интересной темой - если и появлялось что-то интересное на эту тему, оно могло теперь претендовать разве на колонку-другую, да и то в одном двух специализированном издании (газете, журнале). Телевидение предпочитало показывать только самые душераздирающие гонки, а потом и вовсе потеряло интерес. В конце концов, ведь виндсерфинг больше не являлся самым скоростным спортом на планете. А без пристального внимания масс медиа не стоило и надеяться на привлечение достойных спонсоров, а ведь каждая гонка вылетала в копеечку.

            К тому же становилось совершенно ясно, что не смотря на стойкое предпочтение слаломных досок, 50 узловый барьер может быть преодолен только сверх спортсменом и только на специально разработанном оборудовании. По иронии судьбы, сильный акцент на серийной продукции - собственно, вот где собака зарыта, существенно уменьшил возможности побитиярекорда, - а это на корню сгубило весь интерес публики. А кроме того, существовали и не столь очевидные факторы. Например, падение популярности скоростного плаванья просто слишком хорошо совпало  с первым появлением расширенных досок - предвестников большинства сегодняшних универсальных и легких в использовании (тихоходов против обжигающе-быстрых, но очень специальных  и "недружелюбных"  для пользователя DSрееdBoards). Широкие доски -это здорово, однако не в состоянии набрать большой скорости. Хотя Старбоард  HyperSonic и пошли против обычного мнения, доказывая, что широкие доски могут быть быстрыми.И конечно же, революция широких досок, прошедшая как  на вулкане, вывела на сцену "спок" и другие элементы, позволив фристайлу прочно забить сцену и сосредоточить на себе все внимание. Это так ново, так свежо, так телегенично, а также ведь может происходить и при нормальном ветре, в то время как скоростные соревнования требуют просто чрезвычайно экстримного ветра. Если положиться на проницательного Дэйва Уайта, так это и был главный фактор. "Пик мирового чемпионата приходится на 92 год. После него я почти на каждом отрезке мог продемонстрировать 42 узла, однако забраться выше уже не мог, как ни старался. В попытке достигнуть вершины скорости мы облегчали и облегчали паруса, доказывая, что экипировка с каждым разом становится все лучше, однако на всех последующих соревнованиях нам всегда было недостаточно ветра".

            Почему остановили соревнования? Потому что не было новых рекордов. А почему же не было новых рекордов? Потому что соревнования остановили. Такая вот дилемма яйца и курицы, где так тяжело определить правильно причину и следствие. Поверьте мне, я тоже пытался.

 

           

           



Bjorn Dunckerbeck Sotavento(Fuertoventura) 2002

Будущее скорости.

 

            Но теперь все начинается снова?. Как мы уже имели случай убедиться, виндсерфинг - своего рода "маятниковый спорт", постоянно бросающийся из одной крайности в другую. И после лихорадочных лет, заполненных фристайлом, фристайлом и только фристайлом, подавляющим результаты других гонок, например. той же Виндсерфинг Формулы, дело таки сдвинулось с мертвой точки.  Факт  остается фактом, что скоростное плаванье это захватывающе - и это то к чему стремятся многие виндсерферы . Как упоминалось ранее, Старбоард Hypersonic  доказал что и  современные  широкие  доски могут быть проворными, и  слаломные гонки вновь появляются на сцене. Бьорн был так близок к преодолению мирового скоростного рекорда в Сотавенто в 2002 году, это не могло не породить тысячи желающих по всем уголкам мира преодолеть-таки заветный рубеж, причем как среди виндсерферов, так и вне их.

Британец Cаймон Сандерсон "перебежчик" из лагеря виндсерферов, пытается ныне построить самое быстрое в мире мультикорпусное судно (катамаран), - "Unlimited Speedsailor" (Беспредельный сверх скоростник), но тем не менее не забывает о своих виндсерфинговых корнях. В остнастке его судна используются громадные виндсерфинговые паруса, а плавникам уделяется ничуть не меньше внимания, чем задним рулям. Он предпочитает особые мачты, поддерживающие  маневренность судна как вперед,так и при заднем ходе. Он надеется,то преодолеет 50 узловый рубеж, впрочем, тут же скромно заявляет, "что все, что выше 47 узлов - уже хороший результат". Он большой оригинал и хотел поставить свой рекорд возле берегов родного Норфолка, чтобы скоростной рекорд как бы "вернулся домой" (просто одним из патронов его замысла является все тот же сэр Тимоти Коулмен, норфолкский миллионер). К сожалению, его мечта была разбита, когда было решено закрыть доступные дороги, чтобы защитить птичьи пляжи. (такое может быть только в Британии!). Тогда он решает передислоцировать свой мультикорпусник на Канал во Франции, где и зависает в ожидании новых денежных вливаний. Он действительно хотел войти в Канал,  несколько подзабыв, что его судно несколько широковато для 10-метровой ширины канала. Пришлось ему дислоцироваться в окрестностях на Средиземном  море. (А ведь именно Саймон Сандерсон был тем самым человеком, впервые выступившего  с идеей скоростного канала именно на этом месте, правда, тогда он защищал интересы Эрика Бейла и хотел " максимально уменьшить волны". Он исхитрился выучить страшное множество деталей и деталек в скоростном плавань,причем сравнительно дешево, как технический директор Бейла, и по праву считается теперь одним из компетентнейших личностей в скоростном плаваньи. Он полагает, что это дает ему неоспоримое преимущество перед конкурирующими яхткомандами, поскольку им теперь нужно узнавать все те тысячи и тысячи вещей, давно уже ему известных и проверенных опытом). На своей же базе в Норфолке он и сейчас разрабатывает новые типы "крыльев" и парусов для Эрика Бейла, а также занимается разработкой и усовершенствованием серфингового оборудования для Озона.

            Команда YP также не сидит на месте, теперь уже с новым (блестяще-красным) детищем, обновленным потомком  знаменитого глиссирующего мультикорпусника. Они пока еще не смогли побить собственный же  рекорд, однако на небольших отрезках 500 метрового пути уже добивались превышающей 47 узлов скорости.  Они используют новую  GPSсистему фиксирования времени и скорости прохождения дистанции, которая когда (и , очень важно,  проще и точнее их предыдущей) будет окончательно введена в использование, мало того, что значительно облегчит проведение скоростных соревнований , но и позволит проводить соревнования в новых местах

 


          Так выглядят разнообразные попытки, предпринятые разными людьми, чтобы вернуть виндсерфингу блеск былой славы. После возвращения в мир скоростных гонок в прошлом году, Бьерн Данкенберг мало того,  что уговорил нескольких знаменитых спортсменов опять попытаться открыть скоростные гонки для национальных команд, так еще и всерьез замышляет замахнуться на 50 узловый рекорд нынешнем летом 2003 г где-то в Европе. Великий экс-слаломист Финьян Майнард тоже помышляет о великих делах. Он планирует пройти Канал на специально сконструированном скоростном( хорошо обтекаемом) костюме . В США проходит попытка использовать доски  на подводных крыльях  специально ради побития рекорда.В Великобритании "Винди Джон"  от Д-Спот Ветспортс планирует провести  некоторые скоростные соревнования в недалеком будущем, причем параллельно он уже тестирует Hypersonic. А наши шпионы в прессе уже порадовали нас "горяченькими" фактами, касающимися принципиально нового стиля досок от AHD для Энтони Албоу, специально нацеленных на побитие рекорда. Джин Боулдерс носится с идеей добавить этому брэнду новую "разбивающую ветер" носовую систему виде вилки , которая бы устраняла ненужную аэродинамическое подъемную силу   носа доски (что  заметно  при 50 милях в час). Доски также будут оснащены новой "дроп райл" технологией  добавляющей обтекаемость доске при наборе скорости. Это очень интересный отход от традиционных досок-иголок.

            В конце концов, это и изменения, происходящие в системе измерений. Раньше, скоростные отрезки были  оснащены видеокамерами , фото стартами и фото финишами, и сложная компьютерная система отслеживала пересечение спортсменом линии старта и финиша .Все это было очень сложным и затратным, требовала больших человеческих ресурсов . Однако, сегодня мы имеем  GPS систему, которая   означает что каждый спортсмен просто может взять с  собой GPS приемник. Этоможет так сильно все упростить. А Америка проводит скоростные соревнования, используя  патрульные дорожные радары - насколько все просто? Но насколько использование модернового оборудования приближает нас к побитию рекорда? Дело в том что для того чтобы  поддерживать в среднем скорость 46 узлов по курсу скоростного заезда очень вероятно что ваша максимальная скорость иногда бывает даже больше. Ведь большая разница  между  моментальной скорости исредней на отрезке скрости .Впрочем, время покажет...

            Конечно, мы не можем заглянуть в хрустальный шар и точно сказать, кто и когда продемонстрирует самое скоростноеплаванье под парусом  на планете. Мы надеемся, что это будут виндсерферы, и не можем представить, что что-то сможет остановить Бьерна, если он задумал это сделать. Впрочем, что бы не случилось, как бы не легла карта, виндсерфинг все равно сыграл одну из главных партий в скоростном хождении под парусом, и мы надеемся, что это еще не конец.

            Будем держать вас в курсе событий!